- - - - - -

Причины неэффективности рынка

13.03.2016


В последнее время банковский рынок стал более конкурентным: напомним, что существовавшие ранее ограничения на использование продуктов и на географическую экспансию с одной стороны, ограждали банки от конкуренции, с другой — устанавливали монопольную власть над кредитными и депозитными ставками. В долгосрочной перспективе, однако, такие ограничения ослабляли банковскую систему, а не укрепляли ее (интервенции правительства способствовали обострению ситуации).


Асимметрия информации. Банки и коммуникационные фирмы схожи тем, что устанавливают сетевые отношения, через которые осуществляют сбор, хранение, обработку и передачу информации в собственных интересах и в интересах клиентов. В современных экономических теориях «информационные пробелы» обычно признаются причинами неэффективности рынка. Классический пример — «рынок лимонов» (например, подержанных автомобилей). Потенциальный покупатель подержанного автомобиля (принципал) использует цену как информацию о качестве машины, таким образом, продавец (агент) сталкивается с дилеммой: снижение цены равносильно признанию того, что машина — настоящий «выжатый лимон». Несовершенная или дорогостоящая информация может стать причиной кризиса. На рынке подержанных автомобилей продавцы могут решить дилемму, выбрав стратегию поддержки репутационного капитала или предоставления гарантий. Покупатель решает проблему, принимая затраты на поиск достойного доверия агента или покупая машину с гарантией. Если поломался телефон, то покупатель также выберет надежный и проверенный сервис, например ремонт на Нокия.Телемама. Специалисты этого центра быстро и качественно устранят поломку любой модели.


В банковском деле федеральная сеть безопасности (страхование депозитов, «кредитор последней инстанции», доктрина «слишком крупный, чтобы его банкротить») большей частью уничтожила потенциальные блага рыночного регулирования: многие вкладчики и кредиторы не готовы тратить средства на поиск информации о надежном и безопасном банке. Нужно помнить, что информация — ценный ресурс, который в информационном обществе компании стараются использовать с максимальной эффективностью.