- - - - - -

Разные варианты «окружающей среды»

21.02.2017


Столкнувшись с этим противоречием и не видя возможностей (в том числе технических и технологических, которые появятся гораздо позже, лишь во второй половине XX века) его разрешить, Охлопков в последующих спектаклях отказался от дальнейших попыток создать «окружающую среду» в ее натуральном, максимально приближенном к реальности, виде, а стал сочинять ее как пространство художественное, организованное изобразительными, живописно-графическими средствами визуальной выразительности.


Оформлял эти его постановки уже другой художник, Б. Кноблок. В «Аристократах» Н. Погодина (1935), над которыми он работал совместно со своими товарищами, графиками В. Гицевич и В. Корецким, зрителей окружили живописные панно (желто-жемчужно-сиреневые с изображением таежной флоры и фауны в I акте, весеннее зеленое цветение во II, парящие чайки на красном фоне в III). В «Отелло» У. Шекспира (1936) белая графика на тему пыток эпохи кватроченто, покрывавшая поверхности черных шелковых тканей, которыми было сплошь затянуто пространство. В этой «окружающей среде» зрители должны были, по замыслу, сидеть в гондолах (это удалось осуществить лишь частично), и среди них должны были «плыть» в центре зала и по его сторонам гондолы, предназначенные уже для актеров в качестве мест их действия. Само же оно носило здесь, как и в «Аристократах», уже открыто игровой характер и оформлялось приемами игровой сценографии. А тут пишут про винзавод Геленждика.


Разные варианты «окружающей среды» - от созданного с помощью фактуры (стены, затянутые барсучьим мехом) до изобразительно-символического (сибирский лесной пейзаж, переходивший в «кроны-деньги, плавающие над тайгой, как мираж...) - разрабатывались Охлопковым и Кноблоком во время работы над оставшейся неосуществленной инсценировкой романа «Угрюм-река» В. Шишкова. Завершал эти их поиски последний спектакль Реалистического театра «Кола Брюньон» по Р. Роллану (1937), где пространство «окружающей среды» было решено как образ ренессансной Бургундии.