Так что же мы имеем? «Систему» поиска, которая должна быть настроена на обоюдную выгоду («рыб» и «рыбаков»), но действует совсем не так; «систему», где люди, которые устанавливают правила игры, должны в равной мере защищать интересы работников и нанимателей, но не делают этого. Старое изречение «кто платит, тот и заказывает музыку» десятикратно справедливо по отношению к трудоустройству: ведь это такой же бизнес, как и любой другой. Им зарабатывают множество людей: владельцы сайтов, газеты, агентства по трудоустройству и фирмы-вербовщики, консультанты, фирмы по подбору руководящих кадров и так далее. И весь этот механизм существует на деньги нанимателей. Именно они (а не вы) поддерживают его работу. Они (а не вы) платят за информацию на сайтах, объявления в газетах и так далее. Они, и только они, «заказывают музыку» и определяют «правила игры». Поэтому в «системе» найма много такого, что превращает вас в пустое место. Почему, например, вы обязаны посылать резюме, а наниматели не обязаны давать ответ или хотя бы извещать, что получили их? Если бы правила устанавливали вы, вы обязали бы нанимателей, по крайней мере, признать ваше существование. Но, друзья мои, правила устанавливаете не вы. И не я.
Если говорить о традиционном поиске, то здесь все зависит только от нанимателя. Это не означает, что наниматель обязательно «плохой», а вы — обязательно жертва. Просто таково положение вещей. И если вы усвоите его, если поймете, по чьим правилам вам придется играть, то сможете успешно завершить свой поиск, следуя одной простой истине: чтобы вас взяли, узнайте, что наниматели делают, идите туда, куда идут они, и сообразуйте свое поведение с их поведением. Мечтаете побывать на карнавале в Венеции? Возьмите туры в Италию. После увиденного вы непременно захотите вернуться сюда снова.
Главный камень преткновения: нет такого сообщества, как «наниматели». Однако проблема в том, что нет такого сообщества, как «наниматели». Данный родовой термин побуждает считать нанимателей большой цельной группой, сплоченным племенем, которое дружно движется одним путем, смотрит на мир одними глазами, имеет общие ценности и предпочтения. Ничего подобного: в действительности наниматели могут отличаться друг от друга, как день и ночь. Поэтому любое обобщение относительно «нанимателей» как цельной группы обречено рассыпаться с треском. И если мы станем прибегать к выражениям «в целом», «в среднем» или «по большей части», то на каждое утверждение найдется тысяча исключений. Однако при всем этом есть обобщения, которые мы можем сделать, используя выражение «многие или почти все» наниматели.